+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Основание для проведения налоговой проверки

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Камеральная проверка. Как ответить на требования налоговой?

12 оснований для проведения внеплановой выездной налоговой проверки: чек-лист

основание для проведения налоговой проверки
Избежать плановой выездной налоговой проверки практически невозможно, но, . Основания для проведения налоговой проверки.

Ознакомиться с услугами... В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки.

Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

Что такое выездная налоговая проверка Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании. На заметку При невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения см.

При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы главы 26. Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки. Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки.

Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении: полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; предмет проверки; периоды, за которые проводится проверка см. Основными задачами выездной проверки являются: исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов; выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета; анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации; доначисление при необходимости сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено. Датой начала выездной проверки считается дата вынесения налоговым органом решения о ее проведении пункт 8 статьи 89 НК РФ. Таким образом, проверка начинается еще до того, как о ней узнает проверяемая организация. При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика.

Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно.

Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год. Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки.

Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени. Основания для проведения налоговой проверки По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика.

Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения: В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия. Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами: Низкая налоговая нагрузка. Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.

Низкая рентабельность. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы.

Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах. Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков.

Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям: для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа; в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим. Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства см.

Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки.

Их можно разделить на три группы. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.

Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов. При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов: Выборочная или сплошная проверка.

При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах. Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых.

Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод. Тематическая или комплексная проверка. Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов: Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем.

Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену. Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов.

Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры: Инвентаризация пункт 13 статьи 89 НК РФ проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.

Осмотр статьи 91 и 92 НК РФ. Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых.

Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт пункт 3 статьи 91 НК РФ. Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.

Истребование документов статьи 93 и 93. Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы. Выемка статья 94 НК РФ. Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время с 22. Экспертиза и получение экспертного заключения статья 95 НК РФ. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.

Допрос статья 90 НК РФ. При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители.

При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания пункт 2 статьи 90 НК РФ. Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого. Результаты выездной налоговой проверки В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику.

Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.

В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки: Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе статья 116 НК РФ. Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета пункт 1 статьи 119 НК РФ.

Непредоставление налоговой декларации пункт 1 статьи 119 НК РФ. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения статья 120 НК РФ. Неуплата или неполная уплата налогов и сборов статья 122 НК РФ.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов статья 123 НК РФ. Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля пункт 1 статьи 126 НК РФ.

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса статья 129. Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Основания для выездной налоговой проверки

Назовем основные причины, по которым контроллеры назначают выездную налоговую ревизию: Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже среднеотраслевой Налоговая нагрузка — это отношение суммы уплаченных налогов к выручке. Убыточная бухгалтерская или налоговая отчетность на протяжении нескольких периодов Для назначения выездной проверки достаточно отразить убыток в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух лет подряд.

Смотрите образец ответа на вопрос налоговиков об убытке прошлых лет. Высокая доля налоговых вычетов Прежде всего, речь идет о вычетах по НДС. Если доля вычетов, заявленных в отчетности, превышает безопасный показатель, высока вероятность назначения выездной проверки. Опережающие темпы роста расходов в сравнении с темпами роста доходов Налоговики анализируют как минимум два — три года.

Если расходы организации расту быстрее ее доходов, налоговая база неуклонно сокращается. Вследствие этого уменьшаются налоговые начисления и платежи в бюджет. Такой налогоплательщик — кандидат для проведения выездной проверки. Среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника не может быть ниже следующих значений: Общефедерального минимального размера оплаты труда, Если в регионе действует районный коэффициент или северная надбавка, МРОТ увеличивается на их значение, Если в субъекте РФ подписано трехстороннее соглашение, местный МРОТ может оказаться больше общефедерального.

В расчет нужно принимать большее из значений. Проверка средней зарплаты перечисленным критериям — это необходимый минимум для снижения риска выездной проверки. Неоднократное приближение к показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы Анализу подвергаются налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы.

Показатели оцениваются за период не менее двух лет. Максимально близкие показатели суммы доходов и расходов у индивидуального предпринимателя По данному критерию подвергаются анализу предприниматели — плательщики НДФЛ. Этот критерий рассматривается при наличии доказательств получения компанией необоснованной налоговой выгоды с помощью данной цепочки постановление Пленума ВАС РФ от 12.

Необоснованной налоговой выгодой является уменьшение налоговой базы путем: Получения налогового вычета, Применения более низкой налоговой ставки и т. Отсутствие ответов на требования о представлении документов, запросы о представлении пояснений, неявки налогоплательщика по вызову налогового органа Право контроллеров требовать документы и пояснения закреплено в ст.

Отсутствие ответа от налогоплательщика является поводом для назначения выездной проверки. Тем более, если налогоплательщик не отвечает на требования систематически. Часто она имеет разумное объяснение, например, экономия на арендных платежах, переезд в район с лучше развитой инфраструктурой и т. По мнению налоговиков, слишком частная смена юрадреса может свидетельствовать о возможных попытках уклонения от налогообложения.

Значительное отклонение показателя рентабельности компании от среднеотраслевого уровня Инспекторы сверяют числовые показатели бухгалтерской отчетности организации со среднеотраслевыми значениями по данным Росстата. Как налоговики распределяют компании по группам риска, читайте в статье.

Это неполный перечень оснований, по которым могут назначить выездную проверку. Но если вы проверите свою компанию по этим критериям, то уже значительно снизите риски визита контроллеров.

ФНС России определила двенадцать оснований, согласно которым налоговые органы отбирают компании для проведения.

ФНС пояснила основания внеплановых проверок

Основание для проведения налоговой проверки Поиск Основание для проведения налоговой проверки Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику налоговому агенту предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика налогового агента в подписи на предписании.

Должностные лица налогового органа, проводящие налоговую проверку, обязаны предъявить налогоплательщику налоговому агенту свое служебное удостоверение. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вручает налогоплательщику налоговому агенту подлинник предписания.

В копии предписания ставятся подпись налогоплательщика налогового агента об ознакомлении и получении предписания, дата и время получения предписания. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки в соответствии с Налоговым Кодексом, и налогоплательщик. Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами.

В соответствии со ст. Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты: 1 дату и номер регистрации предписания в налоговом органе; 2 наименование налогового органа, вынесшего предписание; 3 фамилию, имя, отчество при его наличии либо полное наименование налогоплательщика налогового агента ; 4 идентификационный номер; 5 вид проверки; 6 должности, фамилии, имена, отчества при их наличии проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с настоящим Кодексом; 7 срок проведения проверки; 8 проверяемый период при документальных проверках.

Форма предписания утверждается уполномоченным органом. При проведении комплексных проверок виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в предписании не указываются.

Предписание должно быть подписано первым руководителем налогового органа или лицом, его замещающим, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале в соответствии с порядком, установленным уполномоченным органом, если иное не установлено настоящим пунктом. Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя налогового органа.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок по вопросам: - постановки на регистрационный учет в налоговых органах; - наличия контрольно-кассовых машин; - наличия оборудования устройства , предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек; - наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции; - наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, табачные изделия, наличия лицензии.

Убыточность в течение 2-х лет и более Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет — однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС.

Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок: убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС; убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли; убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

Опережающий рост расходов Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации — почти не выросли , проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов. При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды: контрагент поставщик, подрядчик носит признаки фирмы-однодневки; взаимозависимость участников сделок; неритмичный, разовый характер хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что: какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом; учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами целями делового характера ; нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие. Молчание в ответ на запросы ИФНС Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения.

После получения уведомления надо исправить ошибки если они есть и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо если ошибок нет дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки. В частности, в обязательном порядке: отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять; анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные с точки зрения налогов формулировки; мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем и пр.

Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля. Что дальше? После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений.

Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях. Связаться с экспертом.

Чиновники ФНС стали открыто называть основания для проведения выездной налоговой проверки. Сегодня каждый налогоплательщик.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Камеральная налоговая проверка. Бремя доказательства.


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий