+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Уплата налога и исполнение налоговой обязанности

Ключевые слова: обязанность по уплате налогов, конституционная обязанность, возникающим в связи с исполнением налогового обязательства.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Отсрочка по уплате налогов и взносов: новые правила.

Какие существуют способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов?

уплата налога и исполнение налоговой обязанности
Ключевые слова: обязанность по уплате налогов, конституционная обязанность, возникающим в связи с исполнением налогового обязательства.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов; порядок исчисления налога; взыскание налога за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика Понятие налоговой обязанности и ее исполнения См. Налоговая обязанность: в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст.

Налоговый кодекс РФ выделяет из общей совокупности обязанностей налогоплательщиков плательщиков сборов исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в отдельную главу. Следует иметь ввиду, что: Каждый случай уникален и индивидуален. Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов: Обратиться за консультацией через форму. Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана. Сущность исполнения налоговой обязанности: уплата налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов.

Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах ст.

Общие основания возникновения налоговой обязанности: наличие у налогоплательщика объекта налогообложения; истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен. Особенные основания возникновения налоговой обязанности: самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав например, обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога - в отношении налогов, исчисление которых производят налоговые органы транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Подробнее Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база.

Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот. Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств.

Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава сложного юридического факта , составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа.

Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона. Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Так, Федеральным законом от 23. При уплате налогов со сложным юридическим составом то есть когда расчет налоговой базы производится налоговым органом налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени. Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом.

Основания для прекращения налоговой обязанности п. Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок. В общем случае в соответствии со ст. Однако Федеральным законом от 30. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц: налоговых агентов ст.

Подробнее об исполнении обязанности при реорганизации юридического лица Согласно ст. При этом правопреемник правопреемники должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям. Вместе с тем НК РФ устанавливает различные способы перехода налогового долга, зависящие от содержания налоговой обязанности реорганизуемой организации. Так, в отличие от сумм неуплаченных налогов и пеней налоговые санкции правопреемник обязан уплатить только при условии, что данные штрафы были наложены на реорганизуемое лицо до завершения его реорганизации.

Срок исполнения налоговой обязанности Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу. Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, то есть после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законодательством срока уплаты. Момент исполнения налогоплательщиком плательщиком сбора, налоговым агентом своей обязанности по уплате налога п. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством муниципальным образованием и возникновение бюджетных отношений.

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа: имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем; за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность частного субъекта.

Налоговая обязанность физического лица или организации считается исполненной только при выполнении названных условий.

О проблемах уплаты налогов и сборов

Исполнение обязанностей по уплате налогов и взносов. Сумма налога уплачивается перечисляется налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Большой интерес вызывает вопрос о том, каким образом налоговые органы учитывают платежи налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, произведенные через лопнувшие банки. Прежде отметим, что налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, установленная в ст.

Уплата налогов Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению распоряжаться той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Поэтому взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности см. Уплата налога производится как в наличной, так и безналичной форме. В случае отсутствия банка налогоплательщики налоговые агенты — физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Отключить рекламу Конкретный порядок уплаты налога устанавливается согласно положениям налогового законодательства Российской Федерации применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов регулируется НК РФ, региональных и местных налогов — соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом уведомлении.

Безнадежная задолженность Согласно п. На основании п. Данная компетенция названных органов поставлена в зависимость от случаев, перечисленных в п. Отметим, что законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам п.

Отключить рекламу На чьей стороне суды, если банк лопнул В течение долгого времени налоговые органы не признавали обязанность налогоплательщика по уплате налога и сбора исполненной, если деньги перечислялись через неплатежеспособные банки и в бюджет не поступали. Такая ситуация была весьма характерной для 1998 — 2000 гг.

Как это ни парадоксально, арбитражные суды занимали сторону организаций при условии их добросовестности и считали обязанность налогоплательщика по уплате налогов исполненной с момента списания соответствующих сумм с банковского счета независимо от их перечисления банком в бюджет см.

Однако есть и примеры судебных актов, принятых не в пользу налогоплательщика. Например, Верховный суд РФ в Определении от 20. Итак, из судебного акта следовало, что платежными поручениями от 13. Указанная сумма была списана с расчетного счета налогоплательщика и зачислена на корреспондентский счет банка, однако из-за недостаточности денежных средств на счете банка названная сумма не была перечислена в бюджет, что послужило основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.

Впоследствии приказом ЦБ РФ от 5. Отключить рекламу Тем не менее при рассмотрении дела нижестоящими судами сделан вывод об отсутствии правовых оснований для признания обязанности по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль исполненной обществом. Суды обратили внимание на то обстоятельство, что при ведении хозяйственной деятельности общество использовало счета в иных кредитных организациях, где находилось достаточно денежных средств для перечисления в бюджет авансовых платежей.

Поэтому суды пришли к выводу об имевшейся у общества возможности выбрать более стабильное кредитное учреждение для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом, по мнению судов, общество не смогло подтвердить отсутствие у него возможности располагать информацией о нестабильности указанного банка. Примерами других судебных актов, принятых не в пользу налогоплательщика, могут служить постановления АС Московского округа от 3.

Согласно п. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. Отключить рекламу Поручение налогоплательщика или налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за совершение указанных операций не взимается.

Если физическое лицо предъявило поручение на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета субсчета , срок, установленный для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, которое имеет корреспондентский счет субсчет , но не более чем на пять операционных дней.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщика и налогового органа например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10. Ответственность банков В ситуации, когда невозможно исполнить поручение налогоплательщика в срок, установленный настоящим НК РФ, в связи с отсутствием недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручение налогового органа в срок в связи с отсутствием недостаточностью денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении частичном исполнении поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении частичном исполнении поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка его обособленного подразделения.

Отключить рекламу Форма и форматы сообщения банка о неисполнении частичном исполнении поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются ЦБ РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение данных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения указанной обязанности в установленный срок к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога сбора за счет денежных средств и иного имущества ст.

Обратите внимание! Неоднократное нарушение банком указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Упомянутые правила применяются и в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов.

Напомним, что согласно ст. В справке, выданной заявителю, содержатся сведения о задолженности по штрафу за неуплату налога на прибыль без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на получение достоверной информации, необходимой ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и или иной экономической деятельности.

В связи с этим считаем необходимым привести некоторые примеры из судебной практики. Данными разъяснениями руководствуются теперь нижестоящие судебные инстанции например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 1. Обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло, соответственно в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога.

Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов. не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА И СБОРА

Налоговый кодекс РФ в п. Применение иных мер обеспечения не допускается. Залог как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Прежде всего следует отметить, что залог может быть применен в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога сбора.

Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов и сборов не может быть обеспечено залогом. Институт залога подробно разработан в рамках гражданского права, поэтому НК РФ ориентируется лишь на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений.

Кроме ст. К ним относятся Закон РФ от 29 мая 1992 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке залоге недвижимости " и иные правовые акты. Российская газета. N 129. СЗ РФ. В силу залога налоговый орган залогодержатель имеет преимущественное право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества перед другими кредиторами, за изъятиями, установленными законом. В налоговых отношениях основанием возникновения залога является договор, который может быть заключен между залогодателем и налоговым органом залогодержателем , если в отношении налогоплательщика плательщика сбора принято решение об изменении срока уплаты налога сбора.

В зависимости от того, кто является залогодателем, договоры залога делятся на основные и поддерживающие. В первом типе договора залогодателем является сам налогоплательщик или плательщик сбора; во втором - третье лицо, которое не несет ответственности по уплате налога или сбора, но поддерживает налогоплательщика плательщика сбора , предоставляя имущество для залога.

Во втором случае залогодатель не обязан уплачивать саму сумму налога сбора за налогоплательщика, а несет ответственность лишь в пределах стоимости заложенного имущества.

Согласно п. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут закладывать свое имущество только с согласия законных представителей п. Вещь, переданная в залог, должна принадлежать залогодателю на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения п. О субъекте права оперативного управления ГК РФ умалчивает, что, однако, противоречит более общим нормам гражданского права.

Так, в п. Такое распоряжение может включать в себя и заключение договора залога. Совершается оно только с согласия собственника, но стороной в договоре залога является само казенное предприятие, а не собственник закрепленного за ним имущества. Похожая ситуация складывается и в отношении учреждения. В пункте 2 ст. Отсюда следует, что такое имущество может быть и предметом залога. Однако важно учитывать, что согласно абз. А согласно абз. Таким образом, в последнем случае учреждение не вправе быть стороной в договоре даже и при наличии согласия собственника.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залог по другому договору п.

Замена предмета залога допускается только с согласия налогового органа залогодержателя , если законом или договором не предусмотрено иное. Если предмет залога погиб, поврежден либо право собственности или право хозяйственного ведения на него прекращено по основаниям, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом если в договоре не предусмотрено иное. Заложенное имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу залогодержателю с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества п.

При этом согласно п. Распоряжение же предметом залога, в том числе и совершение сделок, направленных на погашение задолженности по налогам и сборам, возможно только с согласия залогодержателя - налогового органа п.

В случае неисполнения налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ п.

Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов Поручительство, так же как и залог имущества, может быть применено в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога сбора. Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов и сборов не может быть обеспечено поручительством. Институт поручительства подробно разработан в рамках гражданского права, поэтому НК РФ ориентируется лишь на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений.

Поручительство оформляется в соответствии с ГК РФ договором между налоговым органом и поручителем. В силу договора поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней п.

Данное определение понятия "поручительство" в целом соответствует определению, содержащемуся в ст. Основное отличие состоит в том, что ГК РФ допускает возможность использования института поручительства и за частичное исполнение обязательства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Причем по одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей п.

По остальным содержательным и формальным моментам поручительства вступают в регулирование нормы гражданского законодательства. Согласно ст.

Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. В то же время в ст. В соответствии с первоначальной редакцией ст. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" данное положение было отменено.

То есть была отменена лишь необходимость регистрации договора поручительства, но порядок его заключения от этого не изменился, и поэтому заключать его следует с налоговым органом по месту учета налогоплательщика или плательщика сбора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченной поручительством налоговой обязанности ответственность налогоплательщика и поручителя возникает одновременно. В отличие от ГК РФ, допускающего возможность установления субсидиарной ответственности поручителя, ст. При неисполнении поручителем своей обязанности по договору поручительства принудительное взыскание налога сбора и пеней с поручителя производится налоговым органом исключительно в судебном порядке п.

При исполнении поручителем налоговой обязанности налогоплательщика у поручителя возникает право требовать от налогоплательщика не только уплаченных сумм, но и процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика п.

Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов В российском законодательстве понятие "пеня" используется в нескольких значениях. Гражданский кодекс РФ понимает под пеней разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности.

Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. Налоговый кодекс признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с п. Важно отметить, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающейся к уплате суммы недоимки по налогу сбору и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Сравнение гражданского и налогового законодательства позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие "пеня": 1 пеня - это денежная сумма; 2 основанием уплаты пени служит пропуск срока, установленного для исполнения имущественной обязанности; 3 целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей. Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора п.

Вопрос о возможности уменьшения пени судом при несоразмерности сумм недоимки и суммы начисленной пени был предметом обсуждения Высшего Арбитражного Суда РФ. Налоговый кодекс РФ в ст. Во-первых, пеня не начисляется на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика абз.

Во-вторых, не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.

Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым отчетным периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа. При этом важно учитывать, что данное положение не применяется в том случае, если письменные разъяснения уполномоченного органа были основаны на неполной или недостоверной информации п.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора либо после уплаты таких сумм в полном размере. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате пеней они могут быть взысканы принудительно в порядке, аналогичном порядку взыскания налогов и сборов.

Отдельно следует отметить, что уплата реальной задолженности по пене, по которой истек срок для принудительного взыскания, не нарушает прав налогоплательщика.

При использовании материалов с сайта ссылка на источник www. При этом обязанность по уплате налогов и сборов, называемая также налоговой обязанностью, по сути, является центральной в системе обязанностей, возникающих у граждан и юридических лиц в рамках налоговых правоотношений. Положения гл. При этом правила, установленные для исполнения обязанности по уплате налогов, применяются также в отношении сборов п.

Арбитражной практикой выявлен круг проблем, возникающих при признании налогоплательщика исполнившим налоговую обязанность: определение момента, с которого обязанность по уплате налога считается исполненной; установление реквизитов платежного поручения, которые должны быть указаны налогоплательщиком для признания налоговой обязанности выполненной надлежащим образом; решение вопроса о том, может ли налоговая обязанность считаться исполненной в случаях, когда платеж фактически осуществляется третьим лицом.

Кроме того, предметом рассмотрения в арбитражных судах становятся требования налогоплательщиков об отражении налоговыми органами исполненной налоговой обязанности на лицевых счетах. Момент исполнения обязанности по уплате налога Один из ключевых вопросов, касающихся исполнения налоговой обязанности, состоит в определении момента, с которого налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства.

До вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ этот вопрос не был урегулирован. Пункт 3 ст. N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержал положение о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается с внесением платы.

Однако понятие "уплата налога" и момент, с которого такая уплата считалась бы произведенной, не имели законодательного закрепления. Конституционный Суд РФ в постановлении от 12 октября 1998 г. N 24-П2 разъяснил, что обязанность по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда фактически произошло изъятие у налогоплательщика части имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога.

После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т. Следовательно, для того, чтобы обязанность по уплате налога считалась исполненной, должны быть соблюдены два условия: волеизъявление налогоплательщика на уплату налога подача им платежного поручения в банк ; наличие у него денежных средств, за счет которых может быть произведено списание налога.

Данная позиция получила развитие в положениях п. В то же время указанное постановление дает основания для вывода о том, что условия, при которых лицо признается исполнившим свои обязанности, распространяются только на добросовестных налогоплательщиков.

Это разъяснено Конституционным Судом РФ в определении от 25 июля 2001 г. N 138-О3. Базируясь на этом, налоговые органы предъявляют претензии в связи с непоступлением денежных средств с расчетных счетов налогоплательщиков в так называемых проблемных банках.

Рассматривая подобные споры, арбитражные суды не ограничиваются выяснением фактов предъявления налогоплательщиком платежного поручения на уплату налога и достаточности денежных средств на его счетах. Они также исследуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, т.

К таким обстоятельствам арбитражная практика относит совершение налогоплательщиком операций по уплате налогов при наличии у него информации о нестабильности финансового положения банка. Признаками, свидетельствующими о наличии такой информации, суды считают помимо непосредственных доказательств также косвенные признаки, такие как открытие расчетного счета в другом банке при этом через проблемный банк зачастую проводятся только платежи в бюджет , досрочная уплата налогов, а также взаимозависимость налогоплательщика и банка.

Следует отметить, что обстоятельства, которые могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика, оцениваются судами в совокупности, поскольку каждое из них в отдельности, как правило, не может привести к определенному выводу. Оцененные во взаимосвязи, эти обстоятельства могут стать основанием для вывода о неисполнении обязанности по уплате налога.

Так, судами отмечается, что наличие у налогоплательщика нескольких расчетных счетов законодательно не запрещено и само по себе не свидетельствует о его недобросовестности постановление ФАС Московского округа от 27 декабря 2003 г.

В то же время осуществление расчетов с бюджетом через проблемный банк при наличии расчетных счетов в других банках может быть истолковано наряду с прочими обстоятельствами как признак недобросовестности. ФАС Уральского округа в постановлении от 25 сентября 2006 г. Последний довод лег в основу утверждения суда о том, что налогоплательщик знал о невозможности перечисления сумм налога в бюджет.

Досрочно уплатив налоги через проблемный банк, налогоплательщик в тот же день закрыл в нем расчетный счет, а затем открыл расчетный счет в другом банке и обратился к своим контрагентам с просьбой не осуществлять платежи через проблемный банк.

Кроме того, суд сделал вывод о взаимозависимости налогоплательщика и проблемного банка. Таким образом, следует иметь в виду, что судами могут быть приняты во внимание любые доказательства, прямо или косвенно свидетельствующие об информированности налогоплательщика о проблемном положении банка и, как следствие, о недобросовестности налогоплательщика, осуществившего расчеты с бюджетом через такой банк.

В случаях, когда основания для вывода о недобросовестности налогоплательщика отсутствуют, суды признают требования налоговых органов о повторной уплате налога необоснованными. Арбитражная практика не считает основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной отсутствие возможности исполнить платежное поручение по причинам, не зависящим от налогоплательщика, в частности из-за недостаточности средств на корреспондентском счете банка, постановления ФАС Московского округа от 2 марта 2007 г.

Так, ФАС Московского округа пришел к выводу о недоказанности вывода налогового органа по поводу того, что налогоплательщик знал о неплатежеспособности банка и, как следствие, о недобросовестности налогоплательщика.

При этом суд отметил, что в период представления им платежных поручений на уплату налога у проблемного банка не была отозвана лицензия постановления от 30 июня 2006 г. В пользу вывода о добросовестности налогоплательщика могут свидетельствовать доказательства использования расчетного счета для осуществления расчетов не только с бюджетом, но и с контрагентами постановление ФАС Московского округа от 30 октября 2006 г. Аргументом, опровергающим вывод о недобросовестности налогоплательщика, суды признают и то, что счет в проблемном банке был у него единственным.

Это также свидетельствует о том, что налогоплательщик использовал счет не только для расчетов с бюджетом, но и для исполнения обязательств перед партнерами.

Значительная часть споров, связанных с уплатой налогов через проблемные банки, относится к 1998-1999 гг. Следует иметь в виду, что действовавший в тот период порядок совершения банковских операций предусматривал обязательное подтверждение налоговым органом получения извещения об открытии счета.

До этого банки были не вправе проводить расходные операции по вновь открытым счетам. Соответственно, при отсутствии такого подтверждения наличие у налогоплательщика другого счета также не свидетельствовало о его недобросовестности, поскольку он не имел возможности пользоваться этим счетом постановление ФАС Московского округа от 28 декабря 2005 г.

В настоящее время открытие счета в банке также контролируется налоговым органом. Согласно п. В противном случае налогоплательщик подлежит налоговой ответственности, предусмотренной ст. Однако в отличие от ранее указанного порядка проведения расходных операций по вновь открытым счетам налогоплательщик может пользоваться данным счетом, а кредитная организация проводить по ним операции.

В пользу налогоплательщика может свидетельствовать уведомление им налогового органа о возникших затруднениях при перечислении налогов в бюджет постановление ФАС Московского округа от 26 февраля 2006 г. Обязанность уведомления налогового органа о неперечислении банком денежных средств в бюджет не возложена законодательством на налогоплательщика, однако такое уведомление дает налоговому органу возможность своевременно предъявить соответствующие требования к банку в рамках процедуры банкротства.

Следует также отметить формальные аспекты обжалования решений налоговых органов о привлечении налогоплательщиков к ответственности в связи с несвоевременной уплатой налогов. Как уже отмечалось, большая часть подобных решений относится к 1998-1999 гг. Согласно положениям ст. Так, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки п. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев с момента подачи налоговой декларации п.

В некоторых случаях суды приходят к выводу о том, что решение о взыскании зависших платежей принимается по результатам камеральной налоговой проверки постановление ФАС Московского округа от 11 июля 2006 г. Таким образом, решение налогового органа о повторном взыскании зависших налогов может быть обжаловано по основанию пропуска срока проведения налоговой проверки. Иногда суды принимают такой аргумент налогоплательщика постановления ФАС Московского округа от 25 января 2007 г. Неверное указание КБК Бюджетное законодательство5 устанавливает для каждого налога соответствующий код бюджетной классификации далее - КБК.

Исходя из этого налоговые органы не признают внесение средств в бюджет с неправильным указанием КБК надлежащим исполнением налоговой обязанности, так как неверное указание КБК не позволяет однозначно идентифицировать платеж как внесенный в порядке исполнения налоговой обязанности. При рассмотрении споров, связанных с неверным указанием КБК, суды исходят из того, что налоговое законодательство не ставит признание обязанности налогоплательщика налогового агента исполненной в зависимость от правильности указания КБК в платежном поручении постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2007 г.

ФАС Московского округа указал, что ошибку налогоплательщика в наименовании кода КБК нельзя приравнять к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате налога постановление ФАС Московского округа от 16 мая 2006 г.

В случае если платеж с ошибочным указанием КБК зачислен в тот бюджет, зачислению в который подлежит соответствующий налог, обязанность по уплате налога признается судами исполненной, а неверное указание КБК не препятствует зачислению налоговых платежей по назначению постановление ФАС Поволжского округа от 4 апреля 2006 г. Таким образом, существующая арбитражная практика не признает неверное указание КБК основанием для признания за налогоплательщиком недоимки, доначисления ему пеней и штрафа в случае зачисления налога в соответствующий бюджет.

Следует принять во внимание изменения, внесенные в положения п. Однако с 2007 г. Таким образом, буквальное прочтение данной статьи позволяет сделать вывод о том, что неправильное указание счета Федерального казначейства при перечислении налога означает неисполнение соответствующей налоговой обязанности.

В связи с этим Минфин России разъяснил, что, если налогоплательщик правильно указал счет Федерального казначейства и наименование банка получателя платежа, но ошибся в указании КБК, то такая ошибка не приводит к возникновению недоимки письмо Минфина России от 13 сентября 2006 г. В то же время ошибки в указании счета Федерального казначейства в связи с новой редакцией ст.

Таким образом, практическое применение положений новой редакции ст. Самостоятельное исполнение налоговой обязанности Пунктом 1 ст. Налоговым законодательством не раскрывается содержание понятие "самостоятельность" в отношении данной обязанности. Раскрывая понятие самостоятельной уплаты налога, Конституционный Суд РФ отметил два ее основных признака - такая уплата налога производится, во-первых, от имени налогоплательщика, во-вторых - за счет его средств.

На основании этого Конституционный Суд РФ сделал следующий вывод. Положения ст. При этом уплата налога должна осуществляться за счет средств налогоплательщика, а платежные документы исходить от него и быть подписаны им самим. На взгляд автора, следует отметить противоречие между выводом о необходимости самостоятельного подписания налогоплательщиком платежных документов и допущением представительства в налоговых отношениях, которое регулируется гл. Такой вывод сводит функции представителя фактически к осуществлению технических действий по проведению расчетов, что не соответствует содержанию отношений представительства.

В то же время арбитражной практикой выработан подход, при котором допускается уплата налога сбора представителем, если платеж осуществляется от имени представляемого, что должно следовать из платежного документа. N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей" предусматривает включение указания на действия плательщика от имени представляемого непосредственно в платежный документ.

При этом налог сбор может быть уплачен как в безналичной, так и в наличной форме, так как форма оплаты не влияет на признание налоговой обязанности выполненной. Выработанные Конституционным Судом признаки, позволяющие считать налогоплательщика исполнившим налоговую обязанность самостоятельно, применяются арбитражными судами на практике.

Так, невыяснение судом первой инстанции источника уплаты налога и наличия у физического лица, уплатившего налог за организацию, полномочий на такую уплату стало поводом для возвращения дела на новое рассмотрение постановление ФАС Центрального округа от 22 декабря 2005 г.

Таким образом, при отсутствии доверенности от налогоплательщика на уплату налога внесение платежа третьим лицом не признается судами надлежащим исполнением налоговой обязанности. В то же время наличие между налогоплательщиком и третьим лицом договора, в соответствии с которым данное лицо обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание налогоплательщика, в том числе перечислять налоги в бюджет, отнесено ФАС Уральского округа к основаниям для признания обязанности по уплате налога выполненной постановление от 23 ноября 2006 г.

При этом суд не указал в своем постановлении, располагало ли третье лицо соответствующей доверенностью. С учетом положений ст. ФАС Волго-Вятского округа признал обязанность юридического лица по уплате налога исполненной на основании банковской квитанции, которая была выдана осуществлявшему платеж руководителю этого юридического лица, а также расходного кассового ордера, согласно которому денежные средства для уплаты налога были получены руководителем из средств налогоплательщика-организации.

Таким образом, суд установил наличие двух условий признания обязанности налогоплательщика самостоятельно выполненной: внесение суммы налога руководителем организации признано уплатой от имени самой организации, поскольку единоличный исполнительный орган действует от имени общества без доверенности; совершение платежа за счет юридического лица подтверждается расходным кассовым ордером постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2006 г. Значительное количество споров по вопросу надлежащего исполнения обязанности по уплате налога сбора связано с уплатой государственной пошлины.

Поскольку государственная пошлина является сбором, включенным в систему налогов и сборов Российской Федерации гл. На необходимость уплаты госпошлины от имени истца заявителя и недопустимость ее уплаты за него третьим лицом указывал Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 25 мая 2005 г.

N 919. Если к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, то в силу положений ст. Указанный порядок распространяется также на апелляционные и кассационные жалобы. N 118, уплата госпошлины от имени представляемого означает наличие в платежном документе на перечисление суммы госпошлины указания о внесении платы от имени представляемого.

Несмотря на то, что вопрос уплаты пошлины путем внесения наличных денежных средств в информационном письме не отражен, указанная позиция ВАС РФ может быть распространена и на платежи, осуществляемые физическими лицами наличными средствами.

Порядок исполнения налоговой обязанности через представителей для российских и иностранных лиц одинаков.

8 НК РФ регулируют порядок исполнения конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, согласно.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 28062018 Налоговая новость об уплате налога третьим лицом / payment of tax by a third party


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий